Роль рефлексивности в личностном развитии в старости

Авторы

  • Елена Л. Солдатова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-3902-0557
  • Ирина Ю. Завьялова Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7686-7554

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.3.8

Аннотация

Данное исследование посвящено выявлению взаимосвязи между рефлективностью и статусами эго-идентичности личности в период нормативного кризиса на поздних этапах онтогенеза. Понимание специфики рефлексии в старости позволит уточнить стратегии индивидуальной и групповой психологической поддержки пожилых людей. Индивидуальная вариативность личностного развития в старости во многом зависит от осознания и принятия новых возрастных задач. Статус автономной идентичности, достигнутый в результате успешного проживания нормативного кризиса, является индикатором зрелости индивида на этой возрастной стадии. Параметры рефлексивности сравниваются в группах респондентов с разным статусом идентичности. Статусы идентичности характеризуют определенную фазу нормативного кризиса, знаменуя переход от одной стадии к другой. Проведен дискриминантный анализ основных показателей зрелости личности и различных типов рефлексии. Показатель тупиковой рефлексии наиболее характерен для пожилых людей с предрешенным статусом идентичности. Показатель рефлексии будущей деятельности наиболее ярко выражен среди респондентов, для которых характерен мораторий идентичности, и среди респондентов с предрешенным статусом идентичности. Эти статусы соответствуют первой фазе кризиса и критической фазе соответственно. Показатели общей рефлексивной активности, ретроспективной рефлексии, рефлексии текущей активности, перспективной рефлексии, ауторефлексии, тупиковой рефлексии статистически достоверно различаются в группах респондентов с мораторием на идентичность и респондентов с достигнутым статусом идентичности. Рефлексивная активность наиболее характерна для респондентов с мораторием на идентичность, что свидетельствует о наличии острой фазы кризиса.

Сведения об авторах

Елена Л. Солдатова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Солдатова Елена Леонидовна, доктор психологических наук, профессор, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет.
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

Ирина Ю. Завьялова, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

Завьялова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии управления и служебной деятельности, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет).
454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 76.

Опубликован

2021-11-05

Выпуск

Раздел

Научные исследования