Роль рефлексивности в личностном развитии в старости
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.3.8Аннотация
Данное исследование посвящено выявлению взаимосвязи между рефлективностью и статусами эго-идентичности личности в период нормативного кризиса на поздних этапах онтогенеза. Понимание специфики рефлексии в старости позволит уточнить стратегии индивидуальной и групповой психологической поддержки пожилых людей. Индивидуальная вариативность личностного развития в старости во многом зависит от осознания и принятия новых возрастных задач. Статус автономной идентичности, достигнутый в результате успешного проживания нормативного кризиса, является индикатором зрелости индивида на этой возрастной стадии. Параметры рефлексивности сравниваются в группах респондентов с разным статусом идентичности. Статусы идентичности характеризуют определенную фазу нормативного кризиса, знаменуя переход от одной стадии к другой. Проведен дискриминантный анализ основных показателей зрелости личности и различных типов рефлексии. Показатель тупиковой рефлексии наиболее характерен для пожилых людей с предрешенным статусом идентичности. Показатель рефлексии будущей деятельности наиболее ярко выражен среди респондентов, для которых характерен мораторий идентичности, и среди респондентов с предрешенным статусом идентичности. Эти статусы соответствуют первой фазе кризиса и критической фазе соответственно. Показатели общей рефлексивной активности, ретроспективной рефлексии, рефлексии текущей активности, перспективной рефлексии, ауторефлексии, тупиковой рефлексии статистически достоверно различаются в группах респондентов с мораторием на идентичность и респондентов с достигнутым статусом идентичности. Рефлексивная активность наиболее характерна для респондентов с мораторием на идентичность, что свидетельствует о наличии острой фазы кризиса.