Cтратегии преодоления кризиса профессионального развития педагогов
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.2.1Аннотация
В статье анализируются профессиональные кризисы и стратегии их преодоления. Исследование проводилось в Екатеринбурге (Россия) с участием 291 учителя средней школы. Учителя писали психобиографические эссе, которые обрабатывались методом контент-анализа. В результате были определены два типа копинг-стратегий: реактивный и проактивный. Реактивные стратегии предполагают проявление инициативы, а не просто приспособление к ситуации; в проактивных стратегиях преобладают механизмы защиты и адаптации. В ходе исследования выявлено, что в процессе повышения квалификации учителя переключаются с реактивных стратегий на проактивные. Реактивные стратегии преобладают в кризисах профессиональной и образовательной ориентации и выбора профессии, а проактивные — в кризисах выбора карьеры, профессионального роста, профессиональных ожиданий.