Cтратегии преодоления кризиса профессионального развития педагогов

Авторы

  • Эльвира Э. Сыманюк Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-7591-7230
  • Анна А. Печеркина Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-2261-2505
  • Нина В. Сыманюк Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-8446-857X
  • Ольга В. Томберг Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0003-4979-1782

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.2.1

Аннотация

В статье анализируются профессиональные кризисы и стратегии их преодоления. Исследование проводилось в Екатеринбурге (Россия) с участием 291 учителя средней школы. Учителя писали психобиографические эссе, которые обрабатывались методом контент-анализа. В результате были определены два типа копинг-стратегий: реактивный и проактивный. Реактивные стратегии предполагают проявление инициативы, а не просто приспособление к ситуации; в проактивных стратегиях преобладают механизмы защиты и адаптации. В ходе исследования выявлено, что в процессе повышения квалификации учителя переключаются с реактивных стратегий на проактивные. Реактивные стратегии преобладают в кризисах профессиональной и образовательной ориентации и выбора профессии, а проактивные — в кризисах выбора карьеры, профессионального роста, профессиональных ожиданий.

Сведения об авторах

Эльвира Э. Сыманюк, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Сыманюк Эльвира Эвальдовна, доктор психологических наук, профессор, директор Уральского гуманитарного института, заведующий кафедрой общей и социальной психологии департамента психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
620083, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51.

Анна А. Печеркина, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Печеркина Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, директор департамента психологии, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
620083, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51.

Нина В. Сыманюк, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Сыманюк Нина Васильевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Школы государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
620014, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 13б.

Ольга В. Томберг, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Томберг Ольга Витальевна, доктор филологических наук, доцент, заместитель директора департамента лингвистики, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
620083, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51.

Опубликован

2021-07-06

Выпуск

Раздел

От редакции