Обучение регуляции эмоций во время подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ): на примере анализа случая

Авторы

  • Екатерина С. Игнатова Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.3.4

Аннотация

Описан клинико-психологический случай обучения эмоциональной саморегуляции в ходе подготовки к ОГЭ. Представлено теоретико-методологическое основание протокола когнитивно-поведенческой психотерапии по работе с тревожно-фобическими расстройствами с детьми и подростками (на примере переживания панической атаки).
Цель исследования. Изучение динамики состояния тревоги в ходе реализации когнитивно-поведенической психотерапии тревоги по работе с подростками.
Контекст и актуальность исследования. На сегодняшний день актуальным остается вопрос о росте тревоги среди подростков и необходимости формирования эмоционально устойчивого поведения во время решения жизненно важных задач, например, сдачи ОГЭ. В оказании такой помощи опорой выступают: когнитивно-поведенческая психотерапия и принцип нейропластичности. Знание когнитивных и поведенческих теорий паники, нейробиологических основ паники, составляющих общего протокола когнитивно-поведенческой психотерапии тревожно-фобических расстройств детей и подростков (информирование и работа с родителями; когнитивный блок: работа с убеждениями в отношении себя, окружающего мира, с самооценкой и уверенностью в себе, работа с перфекционизмом; техники самопомощи: мышечная релаксация и дыхательные упражнения; выражение и регуляция эмоций; поведенческий блок: десенсибилизация и градуированная экспозиция in-vivo & in-vitro, копинг-стратегии, навыки) позволяет планировать психотерапевтическую работу с клиентом.
Дизайн исследования. Использовался дизайн case-study, представлен анализ случая. В качестве стрессового фактора рассматривались тренировочные тестовые задания ОГЭ. В качестве зависимой переменной измерялось отношение к ним, включавшее показатели тревоги, интенсивности переживаемых панических атак.
Методы. Концептуализация, шкала настроения. Проведена психотерапевтическая работа по формированию опыта эмоциональной саморегуляции в ходе переживания панических атак, представлены ход и содержание психотерапевтических сессий, домашнее задание, а также фрагменты диалога психотерапевта с подростком.
Результаты. Выявлен эффект психотерапевтической работы по формированию навыка стабилизации эмоционального состояния. Представлена результативность плана психотерапии, включающего: работу с родителями, работу с учителями, самомониторинг, применение техник «стоп» и когнитивного самоконтроля, дыхательной релаксации; метафоры хорошего и плохого попутчика в отношении позитивных и негативных (катастрофических мыслей).

Сведения об авторе

Екатерина С. Игнатова, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

Игнатова Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет.
614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15.

Опубликован

2021-11-05

Выпуск

Раздел

Научные исследования