Значение теории деятельности для качественной нейропсихологии
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.1.2Аннотация
В статье анализируются теоретико-методологические аспекты нейропсихологии. Нейропсихология может рассматриваться как часть нейробиологии, а также как часть психологии. В этом последнем выборе нейропсихология должна концептуализировать пути для изучения психологического процесса, прежде чем перейти к уровню взаимосвязи, который существует между психологическими процессами и уровнем мозга, чтобы идентифицировать конкретные механизмы или компоненты психологических процессов, связанных с функционированием специальной зоны мозга. Такое исследование может основываться на различных общепсихологических теориях. Одна из возможностей – историко-культурный подход и теория деятельности. С точки зрения подхода теории деятельности функциональные системы мозга можно понимать, как психофизиологические динамические механизмы действий и операций, выполняемых субъектом. Все действия субъекта всегда совершаются в контексте той или иной культурной деятельности. Нейропсихологический уровень анализа можно понимать, как элементарный функциональный уровень человеческой деятельности. Нейропсихологический анализ может быть организован как оценка действий вместо оценки отдельных функций. В статье показаны преимущества и значение общей концепции теории деятельности для нейропсихологических исследований и практики диагностики и реабилитации. В дискуссии подчеркивается важность аргументации связи между общей психологией и нейропсихологией.