Влияние БОС-тренинга на эффективность когнитивных тренировок у пациентов с инсультом

Авторы

  • Наталья В. Козлова Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-0109-6361
  • Екатерина А. Цейхмейструк Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5808-2622
  • Инна В. Атаманова Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8101-5586
  • Татьяна Е. Левицкая Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
  • Дилара Г. Назметдинова Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-9133-7025

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.1.9

Аннотация

Введение. Клиническая значимость сохраняющихся когнитивных нарушений у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения во втором реабилитационном периоде актуализирует необходимость их коррекции. Метод когнитивных тренировок показывает высокую степень восстановления когнитивных функций, однако негативные эмоциональные состояния, которые иногда возникают у пациентов в процессе реабилитации, могут снижать его положительное влияние. Использование БОС-тренинга для стабилизации психоэмоционального состояния перед когнитивными тренировками может повысить их эффективность.
Цель. Оценить влияние БОС-тренинга на эффективность когнитивных тренировок у пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения во втором реабилитационном периоде.
Дизайн. 41 пациент с ишемическим инсультом в позднем восстановительном периоде с разной степенью когнитивного снижения, не достигающего уровня деменции, прошел курс стандартных реабилитационно-психологических мероприятий, содержащий когнитивные тренировки. Из них 20 пациентов (экспериментальная группа) дополнительно перед тренировками проходили БОС-тренинг по параметру электрической кожной проводимости. Психодиагностическая оценка, проводимая до и после курса реабилитации, включала исследование зрительной и слухоречевой памяти, объема, распределения и переключения внимания, уровня депрессии, а также неосознаваемой и осознаваемой тревоги.
Результаты. После курса реабилитационно-психологических мероприятий в экспериментальной группе отмечено статистически значимое улучшение всех когнитивных функций и показателей психоэмоционального состояния. Положительная динамика в контрольной группе наблюдалась только в когнитивной сфере. Уровень когнитивных функций в экспериментальной группе после курса реабилитации был достоверно выше, чем в контрольной.
Выводы. Дополнительное включение БОС-тренинга в курс реабилитационно-психологических мероприятий способствует повышению эффективности когнитивных тренировок за счет стабилизации психоэмоционального состояния, а также положительного влияния методов биоуправления на когнитивные функции.

Сведения об авторах

Наталья В. Козлова, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Козлова Наталья Викторовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии, факультет психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36.

Екатерина А. Цейхмейструк, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Цехмейструк Екатерина Александровна, старший преподаватель, кафедра генетической и клинической психологии, факультет психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36.

Инна В. Атаманова, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Атаманова Инна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра генетической и клинической психологии, факультет психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36.

Татьяна Е. Левицкая, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Левицкая Татьяна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра генетической и клинической психологии, факультет психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36.

Дилара Г. Назметдинова, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Назметдинова Диляра Гамзатовна, старший преподаватель кафедры генетической и клинической психологии, факультет психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 36.

Опубликован

2020-07-16

Выпуск

Раздел

Научные исследования