Развитие пространственных функций у школьников на основе нейропсихологического анализа графической деятельности
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.1.8Аннотация
Детская нейропсихология должна рассматриваться как раздел общей нейропсихологии. Цели и задачи детской нейропсихологии зависят от общепсихологического подхода к развитию ребенка. В соответствии с историко-культурологическим подходом нейропсихология как наука направлена не только на оценку трудностей и постановку диагноза, но и на создание методов преодоления проблем развития ребенка и предотвращения таких проблем. Культурно-историческая концепция развития позволяет изучать каждый психологический возраст в соответствии с преобладающим видом деятельности ребенка. В случае дошкольного возраста преобладающей деятельностью является игра. Это занятие чрезвычайно полезно для развития ребенка, но недостаточно для подготовки к школе. Игровая деятельность осуществляется в группах с помощью коммуникативных и конкретных материальных средств (игрушки, предметы и символы). Другим видом полезной деятельности является творческий рисунок. Это деятельность, осуществляемая на уровне восприятия и достигаемая средствами восприятия. Цель статьи — показать способ внедрения и постепенного развития пространственной ориентации на уровне восприятия в рамках содержания оригинальной программы для рисования. Нейропсихологический анализ изобразительной деятельности позволяет уточнить мозговые механизмы функциональной системы выполнения рисунка, а также этапы формирования изобразительной деятельности. Авторы обсуждают полезность графической деятельности для развития пространственной ориентации на уровне восприятия. Графическая деятельность должна широко использоваться в дошкольных учреждениях в качестве основного метода формирования пространственного анализа, синтеза и предотвращения нарушений при дальнейшем обучении в школе.