Луриевский подход и нейропсихология творчества

Авторы

  • Мария Панхальская Президент Польского общества нейропсихологии, Краковский университет, кафедра нейропсихологии и pеабилитации, Краков, Польша https://orcid.org/0000-0003-4918-1984

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.1.7

Аннотация

Краткое введение. Александр Романович Лурия (1902–1977) является широко известным ученым, чье имя связано с зарождением и развитием нейропсихологии. Труды А. Р. Лурия свидетельствуют о широте его исследовательских интересов: от изучения умственных функций мозга до разработки методов реабилитации и обучения, когнитивной обработки, анализа проблем, связанных с языковым, интеллектуальным развитием, влиянием культуры на развитие человека, межкультурными исследованиями и нейропсихологией творчества. Цель данной статьи — описать связь между подходом А. Р. Лурия и нейропсихологией творчества и показать, что процессное мышление (с учетом состояния мозга/сознания) представляет собой новый способ концептуализации различных подходов к творчеству. Это может быть определенным шагом к их объединению (унификации).

Цель. В статье рассматривается нейропсихология творчества как дисциплина, которая развивается на стыке (1) медицинской нейробиологии, с использованием клинических и экспериментальных нейроанатомических, нейрофизиологических, нейробиологических, нейрохирургических, неврологических, нейропсихиатрических исследований, и (2) социальной нейронауки, с использованием данных социальной психологии и нейропсихологии, социальной лингвистики и нейрокультурных исследований, ее цель — помочь людям с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется деятельности художников с различными формами повреждения мозга. Нейропсихология творчества специализируется на изучении взаимосвязей между креативностью, функционированием мозга (структурами и связями) и индивидуальным самовыражением на основе социального и культурного сознания, а также моделированием этих типов поведения по отношению к биологическим организмам, социальной и культурной среде. В статье прослеживается связь между повреждением мозга и качеством творчества. Подчеркивается, что язык и искусство являются коммуникативными системами, основанными на символическом и референциальном познании, при этом язык более чувствителен к повреждениям мозга, чем творческие функции. Представлен также обзор точек зрения различных исследователей относительно связи здорового и поврежденного мозга с творчеством.

Пример из практики. В статье описаны способы избежать трудностей при интерпретации произведений искусства с учетом синдромологического анализа Лурия. При изучении неврологических и психоневрологических основ творчества людей с различными повреждениями головного мозга следует учитывать возможность одновременного возникновения синдромов и совпадения симптомов. Представлена история болезни художника, которая иллюстрирует необходимость проведения синдромологического анализа, основанного на подходе Лурия. Это также указывает на важность проведения любой нейропсихологической оценки с использованием нейромаркеров, чтобы избежать ложного диагноза. В представленном случае нейрофизиологические исследования: нейровизуальные исследования головного мозга, количественная электроэнцефалография (qEEG), связанные с событиями потенциалы (ERP) и томография (sLORETA), оказались очень полезными для подтверждения нейропсихологической и нейропсихиатрической диагностики пациента.

Выводы. В статье представлены материалы, подтверждающие важность подхода А. Р. Лурия при изучении нейропсихологии творчества. Предпринята попытка объяснить, почему мы занимаемся творчеством, что происходит в наших телах и умах, когда мы начинаем применять творческие способности. Искусство во всех его проявлениях (изобразительное искусство, музыка, литература, танцы, театр и т. д.), как норма, так и патология, является важной особенностью человеческих обществ и поэтому заслуживает дальнейшего изучения.

Сведения об авторе

Мария Панхальская, Президент Польского общества нейропсихологии, Краковский университет, кафедра нейропсихологии и pеабилитации, Краков, Польша

Панхальская Мария, доктор медицинских наук, профессор, кафедра нейропсихологии и реабилитации, Краковский университет; президент Польского общества нейропсихологии.
Herlinga_Grudzinskiego 1, 30‑705, Краков, Польша.

Опубликован

2020-07-16

Выпуск

Раздел

Научные исследования