Нейропсихология вчера, сегодня, завтра
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.1.5Аннотация
Интенсивный и экстенсивный рост нейропсихологических методов исследований (как теоретических, так и прикладных) во всем мире в последние десятилетия объясняется тем, что современный нейропсихолог может решать задачи, далеко выходящие за рамки изучения связи мозга и психики. Современная нейропсихология из аспекта биологии здоровья стала важнейшим компонентом психологии здоровья.
В статье показаны история создания луриевского синдромного анализа и его значение для нейропсихологии. Луриевский подход (качественный, структурный анализ наблюдаемого симптома) позволяет не только понять, почему пациент не справляется с выполнением предложенного нейропсихологического теста или затрудняется его выполнить, но и предсказать, какие задачи со сходной психологической структурой будут трудны для данного пациента (как взрослого, так и ребенка), а какие будут ему доступны, и какие виды помощи нейропсихолога эффективны в условиях диалогового взаимодействия при нейропсихологической диагностике. Луриевский подход предполагает ориентацию в большей степени на процесс выполнения теста и анализ видов помощи экспериментатора, позволяющих достичь или улучшить результат, чем на сам результат (точность, время, число ошибок) с учетом нормативных данных.
Развитие нейропсихологии связано с общей тенденцией к замене статической нейропсихологии, жестко связывающей поведение индивидуума с определенными областями мозга, динамической нейропсихологией, изучающей взаимодействие мозга и психики на разных этапах онтогенеза и в различных социальных условиях. Проанализирована динамика развития нейропсихологии, дана авторская модель ее развития как континуума из трех взаимосвязанных этапов. На первом этапе в центре внимания нейропсихологов было взаимодействие мозга и различных форм поведения, на втором — структура психических процессов и нейропсихологическая характеристика познания. На третьем, в настоящее время ведущем, этапе развития нейропсихологии акцент исследователей сместился на взаимодействие больного с окружающим миром, с реальными условиями его жизнедеятельности. На этом этапе возникла культурно-историческая (социально-историческая) нейропсихология. Важным достижением культурно-исторического подхода в нейропсихологии являются разработка и внедрение культурно-специфических методов в нейропсихологическую диагностику.
Обсуждаются возможности интеграции качественного и количественного подхода в нейропсихологической диагностике. Подчеркиваются неоднозначность и различия понятий нейропсихологии и нейронауки и роль культурно-исторического подхода в современной нейропсихологической диагностике, реабилитации и коррекции.
Можно выделить три основные характеристики развития нейропсихологии после Лурия: 1) экстенсивное распространение нейропсихологической диагностики на новые нозологические группы больных и новые области исследований; 2) сочетание качественного и количественного подхода; 3) социально-личностная ориентация.
Луриевский подход, отличающийся многосторонностью и креативностью, продолжает стимулировать развитие нейропсихологии как в России, так и за рубежом.