Диагностические инструменты для обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: айтрекер и электроэнцефалограмма

Авторы

  • Людмила В. Токарская Уральский Федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-2385-9227
  • Александр И. Котюсов Уральский Федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0001-7007-824X

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2021.2.3.5

Аннотация

В статье представлены результаты двух пилотных исследований детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, проведенных с использованием айтрекинга. Спроектирован дизайн исследования с применением электроэнцефалографических потенциалов, связанных с событием (ПСС).
Целью работы стало тестирование различных подходов к обследованию данной группы лиц с использованием айтрекинга и электроэнцефалографии.
В первом исследовании сделана попытка использовать классический диагностический инструментарий, предъявленный на планшете со встроенным айтрекером и вербальными инструкциями. Результат этого исследования показал, что использование стандартных инструментов для данной категории детей крайне неэффективно. Кроме того, был выявлен ряд факторов, которые могут иметь решающее значение при выполнении заданий, в которых необходимо отслеживание взгляда.
Во втором исследовании была сделана попытка избежать заданий, требующих вербальных инструкций и произвольного контроля. Задача визуального поиска и задача с периферической подсказкой Познера были предъявлены через планшет со встроенным айтрекером. В этом исследовании также не было получено надежных записей взгляда.
Спроектированные исследование предполагает использование ПСС. Мы предположили, что применение oddball парадигмы позволит изучить психологическое состояние и когнитивные процессы данной группы детей.
В заключении статьи обсуждаются условия и требования, необходимые для проведения обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Сведения об авторах

Людмила В. Токарская, Уральский Федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Токарская Людмила Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии образования, Уральский Федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина.
620083, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51.

Александр И. Котюсов, Уральский Федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Котюсов Александр Игоревич, аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

Опубликован

2021-11-05

Выпуск

Раздел

Научные исследования