Образовательная среда школы и показатели детского развития
DOI:
https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.6Аннотация
В статье представлен авторский подход к интерпретации понятия образовательной среды школы, основанный на теории деятельности А. Н. Леонтьева и учебной деятельности Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Выделены существенные особенности развивающей образовательной среды и среды, основанной на традиционном образовательном содержании. Проведена широкая диагностика показателей когнитивного, социального и личностного развития учащихся, обучающихся в этих двух типах образовательной среды. В исследовании участвовали 2304 учащихся 5-х и 9-х классов из 24 школ.
Для оценки когнитивного развития используются данные двух тестов: CFT2 и методики «Перестановки» (автор А. З. Зак). Разработана оригинальная диагностическая процедура, позволяющая различить роль факторов биологического созревания и образовательной среды конкретной школы в процессе когнитивного развития учащихся.
Для диагностики социальных аспектов развития учащихся использовалось несколько источников. Это социометрический тест, анализ взаимодействий в системе «учащиеся – учитель», зафиксированных в процессе наблюдения на уроке на основе авторской «Схемы анализа урока» (авторы И. М. Улановская, Н. И. Поливанова, Е. В. Высоцкая) и контент-анализ детских сочинений на тему «Моя школа».
Показатели личностного развития учащихся определялись по шкальной методике «Самооценка и уровень притязаний» и тесту школьной тревожности (А. Прихожан).
Все данные были подвергнуты статистическому и качественному анализу. Полученные результаты показали высокую эффективность развивающей образовательной среды в когнитивном развитии учащихся. Это ожидаемый результат, так как программа развивающего обучения направлена именно на развитие теоретического мышления на базе освоения особого учебного содержания и соответствующих форм организации учебного процесса.
Наши результаты показали, что развивающая образовательная среда качественно изменяет социометрическую структуру класса, делая ее более психологически комфортной для учащихся, повышает познавательную мотивацию и снижает учебную тревожность, делает более дифференцированными самооценку и уровень притязаний.