Образовательная среда школы и показатели детского развития

Авторы

  • Виталий В. Рубцов Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2050-8587
  • Ирина М. Улановская Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6605-0615

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.6

Аннотация

В статье представлен авторский подход к интерпретации понятия образовательной среды школы, основанный на теории деятельности А. Н. Леонтьева и учебной деятельности Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Выделены существенные особенности развивающей образовательной среды и среды, основанной на традиционном образовательном содержании. Проведена широкая диагностика показателей когнитивного, социального и личностного развития учащихся, обучающихся в этих двух типах образовательной среды. В исследовании участвовали 2304 учащихся 5-х и 9-х классов из 24 школ.

Для оценки когнитивного развития используются данные двух тестов: CFT2 и методики «Перестановки» (автор А. З. Зак). Разработана оригинальная диагностическая процедура, позволяющая различить роль факторов биологического созревания и образовательной среды конкретной школы в процессе когнитивного развития учащихся.

Для диагностики социальных аспектов развития учащихся использовалось несколько источников. Это социометрический тест, анализ взаимодействий в системе «учащиеся – учитель», зафиксированных в процессе наблюдения на уроке на основе авторской «Схемы анализа урока» (авторы И. М. Улановская, Н. И. Поливанова, Е. В. Высоцкая) и контент-анализ детских сочинений на тему «Моя школа».

Показатели личностного развития учащихся определялись по шкальной методике «Самооценка и уровень притязаний» и тесту школьной тревожности (А. Прихожан).

Все данные были подвергнуты статистическому и качественному анализу. Полученные результаты показали высокую эффективность развивающей образовательной среды в когнитивном развитии учащихся. Это ожидаемый результат, так как программа развивающего обучения направлена именно на развитие теоретического мышления на базе освоения особого учебного содержания и соответствующих форм организации учебного процесса.

Наши результаты показали, что развивающая образовательная среда качественно изменяет социометрическую структуру класса, делая ее более психологически комфортной для учащихся, повышает познавательную мотивацию и снижает учебную тревожность, делает более дифференцированными самооценку и уровень притязаний.

Сведения об авторах

Виталий В. Рубцов, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, президент Московского государственного психолого-педагогического университета, Московский государственный психолого-педагогический университет.
127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, 29.

Ирина М. Улановская, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Улановская Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования.
125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.

Опубликован

2020-11-27

Выпуск

Раздел

Научные исследования