Пути развития отечественной методологии: ответы и вопросы психологии мышления

Авторы

  • Диана Б. Богоявленская Психологический институт РАО; Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6766-2047

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.5

Аннотация

В статье приводится изложение становления и развития отечественной методологии, в рамках которой построена теория мышления. Изложение разработанной теории мышления в 20-80-е годы XX-го века стало вновь актуальным в связи, во-первых, с запросом со стороны нейронауки, бурно развивающейся в настоящее время. Множество разрабатываемых в ее рамках направлений по изучению нарушений мышления, в частности при шизофрении, теоретически не согласованы. Поэтому специалисты приходят к выводу о необходимости разработки единой научно обоснованной теории мышления. Заметим: для медика естественно внимание к нарушениям функции, но для психолога значима также проблема раскрытия необычной силы мышления при шизофрении. Решение данной проблемы значимо для самой теории мышления. Вторым фактором запроса к построению теории мышления является смена парадигмы в 90-ые годы в науке и образовании, которая породила множество разных подходов к интерпретации природы мышления, теоретически необоснованных. Поэтому, излагая теорию мышления, мы рассматриваем значимые события, определившие вектор ее развития, начиная с анализа статьи С. Л. Рубинштейна 1922 г. «Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики)», где дается методологическое раскрытие понятия субъекта. В 1930 он формулирует принцип познания как «единство сознания и деятельности». В тот же период А. Р. Лурия излагает позицию, созвучную будущей культурно-исторической методологии Л. С. Выготского. Исследование мышления как процесса представлено в отечественной психологии школой Рубинштейна в 50-60-е гг., и после его смерти до 1969 г. Работы по описанию значения, смысла и природы слова стали вкладом А. Р. Лурия в анализ структуры мыслительного анализа при решении задач. Распространенное представление о решении проблемных ситуаций как результата творческого мышления, мы рассматриваем как его низшую ступень, еще не ставшую форму, поскольку в рамках решения поставленных задач, т.е. в «стимульно-реактивной» модели, в которой изучалась вся психика человека, нельзя выйти на анализ феномена творчества. Это удалось сделать лишь в результате разработки нового метода. Метод «Креативное поле» позволяет во время эксперимента выявить способность человека развивать принятую деятельность по собственной инициативе. Описаны уровни познания, на которые выходит испытуемый, что диагностирует отсутствие или уровень проявления им творчества. Теоретическое обоснование данный подход находит в культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский). Нами выделена высшая форма творчества, как развития деятельности по собственной инициативе, выступающая единицей ее анализа, где, по словам Л. С. Выготского, «происходит встреча аффекта с интеллектом» (Vygotsky, 2016, p. 8). Приводятся примеры детей, проявивших высший уровень творчества. Среди них 9-летний ребенок с диагнозом шизофрении, спонтанно вышедший на точное, емкое определение творчества.

Сведения об авторе

Диана Б. Богоявленская, Психологический институт РАО; Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологической антропологии, Московский педагогический государственный университет; главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования; академик Российской академии естественных наук, академик Международной академии психологических наук, почетный член Российской академии образования.
125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.

Опубликован

2020-11-27

Выпуск

Раздел

Научные исследования