Пространство в луриевской нейропсихологии: идеи, клиническая феноменология, методы исследования

Авторы

  • Елена Ю. Балашова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Факультет психологии; Психологический институт РАО, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6165-9341

DOI:

https://doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.4

Аннотация

В статье обсуждаются различные аспекты исследований пространственных функций в отечественной нейропсихологии. По мнению автора, пространственные функции – это те психические процессы, основной целью которых является получение информации о пространственных свойствах объектов и выполнение пространственных действий и операций. Автор анализирует некоторые аспекты нейропсихологического подхода к восприятию и пониманию нарушений психического отражения пространства. В статье обсуждаются некоторые культурно-исторические предпосылки возникновения нейропсихологического подхода к изучению пространственных функций. Также приводятся данные об упоминаниях пространственных расстройств в работах основоположников клинической психологии в России – С. С. Корсакова и В. М. Бехтерева. Автор упоминает о том, что интерес А. Р. Лурия к пространству возник еще до возникновения нейропсихологии как самостоятельной науки. В исследованиях психического развития детей, проводимых им во второй половине 20-х годов прошлого века совместно с Л. С. Выготским, внимательный читатель встретит данные о развитии различных пространственных представлений. Многолетнее изучение нарушений пространственных функций при локальных поражениях мозга позволило А. Р. Лурия, его коллегам и ученикам не только описать разнообразные симптомы нарушений пространственных компонентов восприятия, памяти, мышления, произвольных движений, но и существенно уточнить представления о сложной мозговой организации так называемого пространственного фактора. Кроме того, луриевской нейропсихологией разработана оригинальная интегративная модель пространственной организации человеческого мозга, в которой для обеспечения выполнения разнообразных психических и поведенческих задач согласованно действуют различные церебральные зоны и структуры. Анализируя работы А. Р. Лурия, автор, наряду с несомненными достижениями, отмечает некоторые диспропорции и лакуны в изучении пространственных расстройств. Показано, что в фундаментальных монографиях А. Р. Лурия весьма лаконично обсуждались нарушения пространственных аспектов тактильного и слухового восприятия, пространственной памяти. Лишь постепенно складывались представления о «вертикальной организации» пространственных функций, т.е. о вкладе не только корковых зон мозга, но и подкорковых структур в их реализацию. Так же постепенно происходило обращение к сравнительному анализу нарушений пространственных функций при локальных поражениях правого и левого полушарий мозга. Существенный вклад в разработку проблемы функциональной асимметрии полушарий мозга в процессах пространственного анализа и синтеза внесли не только московские нейропсихологии, но и их ленинградские коллеги – Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, Е. П. Кок, Я. А. Меерсон и другие. Ученики А. Р. Лурия (Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Э. Г. Симерницкая) уже после его смерти начали разработку новых направлений нейропсихологической науки – нейропсихологии детского возраста и старения. В этих исследованиях довольно существенное место занимает изучение возрастных особенностей пространственных функций. В статье подробно обсуждается история создания и актуальное состояние комплекса методик, которые используются для нейропсихологической диагностики пространственных функций. Спектр этих методик постоянно расширяется; создаются и апробируются новые методы изучения пространственной памяти, внимания и оптико-конструктивной деятельности. Наиболее интенсивно этот процесс разворачивается сегодня в нейропсихологии детского возраста. Особое внимание в статье уделяется возможности использования категории хронотопа в нейропсихологических исследованиях. Известно, что во многих гуманитарных и естественных науках уже много десятилетий применяется это понятие, постулирующее закономерную связь пространственных и временных характеристик разных явлений окружающего мира и человеческой личности. Применение категории хронотопа в нейропсихологии перспективно в двух отношениях. Во-первых, подобный методологический подход может раскрыть те мозговые зоны и структуры, которые реализуют восприятие и пространства, и времени. Фактически это означает уточнение представлений о мозговой организации двух важнейших нейропсихологических факторов: пространственного временного. Во-вторых, категория хронотопа раскрывает новые ракурсы культурно-исторической нейропсихологии и может стать тонким инструментом анализа постоянно изменяющихся условий функционирования мозга и психики в социальной реальности.

Сведения об авторе

Елена Ю. Балашова, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Факультет психологии; Психологический институт РАО, Москва, Россия

Балашова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, факультет психологии, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования; старший научный сотрудник, Научный центр психического здоровья.
125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9.

Опубликован

2020-11-27

Выпуск

Раздел

Научные исследования